История развития пиротехники началась задолго до появления пороха, поэтому первый салют даже отдаленно не напоминал те феерические представления, которые устраиваются в настоящее время. Когда и где появились первые фейерверки? Считается, что первопроходцами в этой области стали жители Китая.
Изобретению первого салюта люди обязаны случаю. В костер попал зеленый бамбуковый стебель и через некоторое время взорвался под действием высокой температуры (при нагреве сок, содержащийся в тканях, испарился, пар заполнил закупоренные пустоты и разорвал их с громким треском). Эффектный взрыв произвел большое впечатление – жители Поднебесной стали сжигать стебли растения во время религиозных ритуалов и любых праздников (в частности, свадеб). Считалось, что «пао чак» (взрывающийся бамбук) отпугивает злых духов. Такая традиция оставалась обязательной частью религиозных церемоний на протяжении сотен лет, пока в том же Китае не была изобретена взрывчатая смесь из угля, серы и селитры. В каком точно году появились салюты на основе пороха сказать сложно, известно лишь, что произошло это в IX веке. Смесь горела очень хорошо, хоть и не была сравнима в мощности с современным порохом. Порошком стали заполнять бамбуковый стебель – это и дало начало первому фейерверку.
Указом императора Поднебесной была введена монополия – порох могли использовать только прошедшие специальное обучение монахи. Именно их можно с полным правом назвать первыми в истории фейерверков пиротехниками. Искусство развивалось и совершенствовалось – уже в XII веке монахи научились создавать смеси из пороха и металлов – «небесные огни» приобрели цвет. Была придумана специальная символика, согласно которой каждый из них обозначал что-то свое:
Вместо стеблей бамбука стали использоваться открытые с одной стороны бумажные трубы с фитилем.
Совершенствовалась и сама горючая смесь, что позволило значительно увеличить скорость горения и мощность взрыва. Изобретение фейерверка дало начало развитию смертоносного оружия – «огненных стрел» и бомб.
Когда появились фейерверки в Европе точно сказать сложно. Считается, что произошло это в ХII-ХIII веке нашей эры. Тайну изготовления пороха привез в Венецию из Китая известный путешественник Марко Поло. «Огненные забавы» быстро приобрели в Италии популярность и стали эффектным элементом знаменитых венецианских карнавалов.
После того как другие европейские страны приобщились к салютам, история создания фейерверков вышла на новый уровень. Ученые взялись за усовершенствование формулы позаимствованного у китайцев пиротехнического состава. Первым проявил себя Роджер Бэкон, но поскольку о его трудах было мало кому известно, изобретателем пороха признан Бертольд Шварц. К 1550 г. ученые разработали тот состав, который используется и по сей день.
Активное развитие фейерверков, как искусства, наблюдалось в эпоху Ренессанса. Наибольшее распространение в то время получили наземные композиции – в создании эффектного представления принимали участие не только пиротехники. Идеи придумывали художники и архитекторы, воплощали их в жизнь слесари и плотники. Результатом становились макеты дворцов, театров и арок, фигуры мифических существ. Такие декорации подчеркивали красоту огненных фонтанов, придавали представлению смысл.
В России «потешные огни» появились в XIV веке при правлении Дмитрия Донского. Они были привезены из Германии и долгое время оставались эпизодическим и очень дорогим развлечением царского двора. Только спустя 2 века появилась должность «порохового воеводы», отвечающего за проведение «огненных забав».
Первый масштабный салют в России был дан по приказу Петра Первого в 1683 г. Самодержец собственноручно разрабатывал составы для фейерверков и даже создавал эскизы декораций. Во время правления Петра Первого стали использоваться не только низовые, но также верховые и срединные фейерверки. Создавались картины охоты, битв и морских баталий, воплощались в жизнь сюжеты мифов. Активное развитие «огненных забав» наблюдалось во времена Анны Иоанновны, а затем – Елизаветы Петровны, возродившей традиции Петра Первого и назначившей обер-фейерверкмейстером Ломоносова. Эстафету приняла Екатерина II – большая любительница огненных шоу. Дореволюционный период развития пиротехники завершился в 1915 г., когда салют ознаменовал взятие Перемышля. Возродилась традиция уже в годы Великой Отечественной войны, после чего она уже не предавалась забвению.
Жители Америки придали новый смысл фейерверкам в 1776 году вместе с подписанием Декларации, дарующей независимость США от Великобритании. В этот день был дан первый патриотический салют, выдержанный в строгой гамме цветов американского флага (белом, красном, синем).
В каком году придумали «огненную музыку»? Первопроходцем в этой сфере считается Александр Бородин, решивший присвоить каждой ноте свой цвет. В 1877 г. прозвучала Богатырская симфония, сопровождаемая цветомузыкой. Традиция была продолжена увертюрой Чайковского «1812 год». После этого интерес к «огненным сюитам» угас, возродился он в 1960 году в Каннах, но регулярно пиротехнические фестивали стали проводиться после грандиозной постановки «Симфонии огня», организованной в 1987 году табачной компанией «Бенсон и Хеджес».
Кто именно придумал фейерверк сказать сложно – имя автора кануло в историю. По сути, изобретателем является каждый, кто внес свой вклад в развитие пиротехники.