В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств на путях железной дороги и для оповещения машиниста поезда, движущегося в сторону опасности, используют железнодорожные петарды. Для того чтобы звуковой стоп-сигнал выделялся среди других возможных посторонних звуков пиротехнические изделия укладываются особым образом. Правильное и технически грамотное ограждение поезда или другого препятствия петардами сводит к минимуму риски несчастных случаев.
Любая преграда для проезда, возникающая на железнодорожных путях, должна быть обозначена сигналами снижения скорости и остановки. Специальные знаки полагается устанавливать с каждой стороны относительно препятствия. Это правило действует даже в том случае, если заведомо известно, что движения с какой-либо из сторон не ожидается.
Для предупреждения машинистов, приближающихся к опасному месту, используются несколько видов специальных сигнальных средств: переносные и ручные знаки, флажки, фонари, светофоры, железнодорожные петарды.
Ограждение с помощью пиротехники, путем закрепления железнодорожных снарядов на полотне рельс, применяется в следующих случаях:
Идея применять пиротехнику для подачи звуковых сигналов на железной дороге пришла в голову английскому изобретателю Эдуарду Альфреду Кауперу в 1841 году.
Нормативными документами установлен четкий порядок ограждения участка, представляющего опасность, с помощью сигнальной пиротехники. Согласно инструкции, петарды на железной дороге укладываются на рельсах по схеме:
Описанный порядок укладки, с расстоянием между снарядами в 20 метров, предусмотрен для любого ограждения, независимо от возникших обстоятельств. Для того, чтобы соблюсти правила техники безопасности, важно правильно закрепить первую по счету от места происшествия петарду. Порядок укладки «стартового» снаряда зависит от характера перегона и от скорости поездов, курсирующих по конкретному участку. Километраж, который необходимо отмерять от опасного места приведен в таблице.
Максимально допустимый скоростной режим транспорта, км/ч | Расстояние от какого-либо препятствия до места укладки первой петарды, км | ||
При спусках | |||
менее 0,006 | круче 0,006, но не более 0,010 | круче 0,010 | |
для грузовых: до 80 | 1 | 1,2 | На усмотрение начальника железной дороги на конкретном перегоне |
для пассажирских и рефрижераторных до 100 | 1 | 1,2 | |
для рефрижераторных более 100, но не более 120 | 1,2 | 1,3 | |
для пассажирских: более 100, но не более 140 | 1,2 1,6 | 1,3 1,7 |
Наблюдение за движением на железной дороге и своевременная подача сигналов, а также установка петард входит в служебные обязанности сигналиста. Кроме него выполнять данные функции может и другой работник. Для этого ему необходимо получить распоряжение и назначение от руководства.
Для того чтобы избежать трагедии, от сотрудника железной дороги требуется быстрая реакция и знание порядка выполнения действий. Отправляясь на осмотр ж/д путей сигналист или заменяющий, его работник должен иметь при себе сигнальные приборы и принадлежности. Важно отслеживать сколько петард было использовано и своевременно пополнять сигнальный комплект. Работник, выделенный для осмотра и ограждения путей должен иметь при себе коробку петард (6 шт.) для пассажирского движения и две коробки петард (12 шт.) для грузопассажирского движения.
В случае, когда сигналист твердо уверен с какой стороны в ближайшее время должен прибыть поезд, он должен отправиться ему навстречу. На расстоянии (в зависимости от перегона и скорости состава), установленном для этого участка пути железнодорожник должен уложить петарды. А после этого приступить к установке пиротехники с другой стороны препятствия. После завершения укладки сигналист обязан вернуться на место ЧП. Если обходчик заметил, что с одной из сторон приближается поезд, то он должен бежать навстречу движущемуся локомотиву и уложить петарды, где успеет.
Для установки петарды на ее корпусе имеется специальное крепление. Пружина в виде двух усов из металлических полосок позволяет легко закрепить устройство на головке рельса. Механизм пиротехнического изделия сработает, как только колесная пара состава наедет на него. Звук от разрыва гарантированно перекрывает шум от движения поезда, поэтому машинист успеет принять меры для экстренной остановки и избежит столкновения с препятствием.
Если на железной дороге ведутся ремонтные работы (при фронте 200м), для выполнения которых требуется остановка поездов, то укладка производится в следующем порядке:
Для ограждения отрезка многопутного участка перегона, на котором ведутся производственные работы фронтом от 200 используются такие схемы:
Для ограждения мест производства работ на многопутном участке перегона, требующих остановки поездов применяют:
Как взрываются железнодорожные петарды: видео